Снижение чёткости зрения ночью и в сумерках может создавать серьезную опасность автомобильному движению, особенно для пожилых автомобилистов, которые ездят после наступления темноты.
Так как люди в свои 50 лет и старше имеют склонность к поддержанию активного образа жизни в течение следующих десятилетий, количество пожилых водителей в ближайшие годы будет иметь тенденцию к росту.
К сожалению, слабые требования скрининга для продолжения права на управление транспортным средством опираются на то, что не может быть значительного количества водителей в этой возрастной группе. Таким образом, у водителей нет нужды в частом посещении окулиста или офтальмолога, своевременные консультации которых могли бы помогать поддерживать зрение на достаточном для безопасного вождения уровне.
Что еще хуже, возрастные проблемы со зрением, такие как катаракта, иногда развиваются так медленно, что пожилые водители могут и не заметить, что их зрение снижается.
Общепризнанным является тот факт, что пожилые люди уязвимы к сбоям в сложных ситуациях, которые требуют хорошего визуального восприятия, внимания и быстрой реакции.
Американская автомобильная ассоциация (ААА) отмечает, что типичный водитель принимает до 20 решений в милю и имеет менее половины секунды, чтобы реагировать достаточно быстро для того, чтобы избежать дорожно-транспортного происшествия. Возраст влияет на три основные этапы этого процесса реагирования: осознание, решение и действие.
Поскольку мы стареем, наши глаза, как правило, начинают подвергаться изменениям задолго до того, когда мы это замечаем.
Например, зрачки сужаются и не расширяются в темноте, как это было в молодом возрасте, уменьшая количество света, попадающего в глаз.
Различные исследования показывают, что сетчатка 80-летнего человека получает гораздо меньше света, чем сетчатка 20-летнего. Это может создавать дискомфорт для пожилых водителей точно такой же, как в том случае, если бы они носили темные очки ночью.
Старение роговицы и хрусталика приводят к тому, что они становятся менее прозрачными, в результате чего свет больше рассеивается внутри глаза, что приводит к увеличению бликов. Эти изменения снижают контрастную чувствительность – способность различать тонкие различия в яркости – и это сопровождается тем, что ночью человеку трудно увидеть предметы на проезжей части.
Пожилой человек может иметь трудности с возможностью сосредоточиться на дороге в ночное время, где при недостаточном освещении нужно решать более сложные зрительные задачи. С годами снижается наша способность видеть стационарные и движущиеся объекты, в том числе автомобили или пешеходов, которые могут пересекать дорогу. С возрастом также уменьшается и наша способность противостоять бликам, а также различать отражающие дорожные знаки и разметки.
Оптические несовершенства в глазах людей называются аберрациями высшего порядка и они не могут быть устранены с помощью очков или контактных линз. Эти аберрации увеличиваются с возрастом и снижают четкость зрения, особенно когда зрачок расширяется ночью, согласно результатам исследования, опубликованного в издании «Investigative Ophthalmology and Visual Science» еще в 1999 году.
Возрастная макулярная дегенерация, глаукома, диабетическая ретинопатия или катаракта поражают 33% всех людей в возрасте 40 лет и старше – это примерно такой же процент, как количество людей, которые имеют близорукость, дальнозоркость и другие аномалии рефракции, согласно оптической организации «The Vision Council».
Таким образом, даже если Вы достаточно удачливы, чтобы не иметь проблем с рефракцией, Вы можете быть в группе риска по развитию других распространенных заболеваний глаз у людей старшего возраста.
Проблемы, которые описаны ниже, в сочетании или отдельно, могут привести к такому постепенному снижению зрения, когда водитель не осознает, что он стал слабовидящим.
Катаракта:
Диабетическая ретинопатия:
Глаукома:
Дегенерация желтого пятна (сухая форма):
Дегенерация желтого пятна (влажная форма):
Источник: National Eye Institute, US National Institutes of Health.
Многие пожилые люди игнорируют потребность в осмотре окулиста.
Тем не менее, врачи отмечают, что это называется «тревожным отсутствием настороженности» или беспечностью по отношению к профилактической офтальмологической помощи среди людей в возрасте 50 лет и старше. Согласно данным Американского центра контроля заболеваний (US Centers for Disease Control (CDC)), около 45% взрослых в этой категории никогда не имели углубленного обследования глаз.
Учитывая эти распространенные причины для беспокойства, наши офтальмологи принимают на себя ответственность за состояние Ваших глаз, рекомендуя регулярные осмотры как лучший способ для обеспечения Вас визуальными возможностями, необходимыми для безопасного вождения.