Синдром дефицита внимания с гиперактивностью- распространенной нейропсихиатрический синдром, симптомы которого возникают в детстве и нередко длятся во взрослом возрасте. СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. На слове полиморфный хочется сделать особое ударение, поскольку в действительности нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений.
По разным оценкам от 5 до 7% детей школьного возраста имеют сдвг. То есть в каждом классе как минимум у одного ребёнка. для детей сдвг чаще диагностируются в 4-6 раз у мальчиков чем девочек развитие клинической картины зависит от генетической предрасположенности которая встречается примерно в 60-80 процентах случаев Факторы окружающей среды могут повлиять на возникновение сдвг ,регулируя активность генов влияет на тяжесть симптомов Среди факторов риска во время беременности такие, как: курение матери, употребление алкоголя, психоактивных веществ , асфиксия плода. Факторы риска, связанные с микроклиматом в семье: проблемы общения, конфликты- усиливают оппозиционные, демонстративные и поведенческие симптомы, хотя самостоятельно не вызывают сдвг. Также, вероятно, могут усиливать проблемы с концентрацией внимания просмотр быстрых тв-программа детьми до 3 лет. Избыточное проведение времени за компьютерными играми- может усиливать беспокойство и вызывать проблемы концентрации внимания.
Эпизоды невнимательности, гиперактивности, импульсивности встречаются довольно часто но У пациентов с сдвг они длятся более долго, чётко влияют на функциональные способности.
Выделяют три типа сдвг: первый тип- преимущественно проблемы с концентрацией внимания без импульсивности и гиперактивности, второй тип- гиперактивность и импульсивность без существенных проблем с концентрацией, 3тип-смешанный.
Для установки диагноза не существует специфических диагностических обследований. Необходима расширенная оценка всех обстоятельств, детальное клиническое, неврологическое обследование , лабораторная и инструментальная диагностика.
Вопросы дифференциальной диагностики(поиск различий) имеют возрастную зависимость. Так, у детей дошкольного возраста важно обратить внимание на расстройство аутистического спектра,рассстройство речи, двигательные и сенсорные расстройства. У детей школьного возраста диагностический поиск должен включать проблемы тревожного характера с обучением оппозиционно демонстративные и поведенческие расстройства, а также депрессию. У подростков важно учесть в дифференциальном поиске аффективные синдромы, зависимость от приёма наркотических средств, психотические расстройства, эмоциональную нестабильность, антисоциальные типы расстройства личности, эпилепсию, последствия черепно-мозговых травм.
Адекватное лечение СДВГ включает консультирование детским неврологом, психологом, психоневрологом, фармакотерапию при необходимости, а также диетотерапию. Стоит отметить, что зачастую, комплексный подход в лечении включает работу не только с ребенком, но и с родителями, педагогами, сверстниками.
Важно осознать, что суть диагностических ярлыков не в том, чтобы «навешивать» их на детей, переставая при этом видеть индивидуальность в ее неповторимости, а в том, чтобы иметь возможность понимать особенности конкретного ребенка и знать, как ему помочь в преодолении трудностей.
Будьте здоровы!