Международный день слепых – 13 ноября - День рождения Валентина Гаюи

Ключевые тезисы:

  • Примерно 285 миллионов человек во всем мире живут с низким зрением и слепотой.
  • Из них 39 миллионов человек являются слепыми и 246 млн имеют умеренную или тяжелую степень снижения зрения.
  • 90% слепых людей живут в странах с низким уровнем дохода.
  • Тем не менее, 80% нарушений зрения можно избежать - т.е. они легко поддаются лечению и / или профилактике.
  • Восстановление зрения, и стратегии профилактики слепоты являются одними из самых рентабельных мер в сфере здравоохранения.
  • Количество слепых людей связанных с инфекционными причинами значительно снижается в последние 20 лет.
  • По оценкам в Мире 19 миллионов детей имеют ослабленное зрение.
  • Около 65% всех слабовидящих людей пребывают возрасте 50 лет и старше, в то время как эта возрастная группа составляет лишь 20% населения Земли.
  • Увеличение пожилого населения во многих странах означает, что все больше людей будет иметь риск возникновения нарушений зрения связанных с возрастом.

История

Сказка -  быль, да в ней намёк – добрым молодцам урок…

Чудесная история о том, как язык написания для слепых появился и распространился по всему миру ложится на плечи четырех французов, из которых первые два, Валентин Гаюи и Николя Барбье де ла Серр   родились в эпоху Просвещения и были предшественниками гениального изобретения в начале 19-го века Луи Брайлем, слепым юношем, которому было всего лишь 16 лет на тот момент, универсальной системы рельефно-точечного шрифта, нашедшего распространение во всех странах мира. Четвертый герой этой увлекательной сказки -  еще один слепой,  Морис де ла Сизеран, который стремилися неустанно совершенствовать шрифт Брайля и сделать его известным во Франции и по всей Европе.

Валентин Гаюи (1745-1822). Первый учитель слепых.

Валентин Гаюи родился в деревне на юге Пикардии 13 ноября 1745 в зажиточной семье ткачей. Он учился в Париже, где приобрел глубокие знания латинского, греческого, иврита и десятка современных языков. Его современники легко выражали сожаление по поводу страданий человечества: Жан-Жак Руссо принес чувствительность в моду. Дидро привлек внимание общественности в целом и литераторов своего времени, опубликовав «Письмо о слепых для использования теми, кто видит». Валентин Гаюи был человеком своего времени: он обратил внимание на большое количество слепых после эмоционального шока, который  он перенёс после ярмарки в Санкт Овидии (1771), когда он стал свидетелем жалкого шоу, в котором были задействованы десять слепых в так называемом музыкальном попрошайничестве. Валентин Гаюи решил создать школу для слепых на модели школы для глухонемых аббата де Л'Шпага.

Первоначально он предусмотрел тиснения букв стандартного алфавита так, чтобы сделать их чувствительными на ощупь: увеличенных, рельефных, подвижных символов на картоне. В 1784 году, он начал преподавать для молодого слепца, и его успех был такой, что он представил «Схему образования для использования слепыми» на благотворительном в обществе, созданном в 1780 году, которое покровительствовало  двенадцати слепым. В 1785 году ему было поручено учить их: таким образом, появился на свет «Институт для слепых детей».

Занимаясь своим призванием в качестве учителя для слепых детей, он открыл частную школу «Музей слепых» в Париже в 1803 году. Его репутация расширяла границы и Александр I, царь России, сообщил ему о приглашении в Санкт-Петербург с целью создания школы для слепых детей. Валентин Гаюи отправился туда в 1806 году и оставался там в течение одиннадцати лет в качестве руководителя школы, которую он создал.

Он вернулся в Париж в 1817 году и умер там 19 марта 1822 в 77 лет.

Николя Мари Шарль Барбье де ла Серр (1767-1841). Предшественник Брайля.

Николя Мари Шарль Барбье де ла Серр родился в Валансьене 18 мая 1767 года. Его отец, контролер хозяйств короля, организовал для него поступление в военную академию в 1782 году, которую он окончил в качестве артиллерийского офицера. Когда разразилась революция, он эмигрировал в Америку, где работал землемером.

После возвращения во Францию, он заинтересовался быстрым написанием секретных кодов. В 1808 году он опубликовал «Tableau d’expédiographie», а в следующем году, «Принципы скорописания», чтобы писать так быстро, как говорить» («Les principes d’expéditive française pour écrire aussi vite que la parole»). В этом трактате 1809 года, без сомнения полезном для слепых людей, описано использование перочинного ножика для того, чтобы вырезать упрощеннй скрипт, который может быть  декодирован с помощью пальцев и прочитан в темноте, следовательно, может  использоваться офицерами в походе при желании писать или читать закодированные сообщения в темноте. Эта система была названа «ночным письмом» и прошла через множество модификаций.

Тем не менее, система, предложенная Шарлем Барбье де ла Серр, хоть и была лучше приспособлена для слепых по сравнению со системой Валентина Гаюи,  по-прежнему содержала ряд недостатков: она допускала только фонетическое чтение, не учитывала грамматически, пунктуации, цифр и по этому оставалась относительно сложной, основываясь на подсчете точек, а не на идее сочетания точек, которые могут образовывать «изображение», которое можно «читать» на ощупь.

Шарль Барбье де ла Серр не хотел развивать свой метод или принять предложения, поступающие от учащихся учреждения, в частности, от Луи Брайля, которому было тогда 12 лет.  

Луи Брайль (1809-1852). Блестящий изобретатель



Луи Брайль родился 4 января 1809 года в селе расположенном примерно в 40 километрах от Парижа. В возрасте трех лет он был тяжело ранен в глаз, играя в мастерской отца и в конце концов потерял зрение. Несмотря на свое увечье, он учился в сельской школе, где  выделялся своим умом и исключительной памятью. Его родители решили отправить его в Королевский институт для слепых детей в Париже 15 февраля 1819 года в нежном возрасте десяти лет.

Шарль  Барбье де ла Серр представил свою систему «ночного письма», которую он первоначально разработал для использования в темноте в армии, а затем «адаптированную» для использования слепыми, директору Королевского института для слепых детей в 1821, а Луи Брайль, которому тогда было всего 12 лет отметил ряд недостатков, присущих системе, хотя это и было революционным по сравнению с предыдущим методом рельефного скрипта, который был в использовании с 1784, когда он был внедрён Валентином Гаюи. Действительно система Барбье основывалась на подсчете точек, которые представляют звуки, без представления грамматики или пунктуации, и не позволяла писать цыфры. Луи Брайль был усердным студентом в течение дня,  из чего вытекало то, что он посвятил свои ночи и летние каникулы научным исследованиям и испытаниям.

В конце 1824 года, когда ему ещё не было 16 лет, он составил штрихи к своему алфавиту. В 1828 году, в возрасте 19 лет, он был назначен учителем и поставлен во главе преподавания общего образования и музыки.

Он написал «Метод для написания слов, музыки и грегорианского хорала с точками для использования слепыми и организациями для них», который вышел в 1829 году, который считается годом рождения метода «Брайля». Его окончательная версия, которая используется более чем 170 лет, датируется 1837 г., когда Луи Брайль опубликовал второе издание своей работы. Он был болен с 26 лет туберкулезом. В 1840 году он отказался от преподавания. Скончался 6 января 1852 г. в здании, которое и в настоящее время является Национальный институтом для слепых детей в Париже.

Морис-де-Ла-Сизеран (1857-1924)


 
Морис-де-ла Сизеран родился в Таин, маленькой деревне  на левом берегу реки Роны 30 июля 1857. Ему было девять лет, когда он потерял зрение в результате несчастного случая во время игры. Учился в Национальном институте для слепых детей, где его ценили за его музыкальный талант. Он был назначен учителем музыки в 1878 году. Кроме того, в 1878 году был проведён важный Международный конгресс по улучшению ситуации слепых и глухонемых. Он признал верховенство Брайля для письменного французского и начал дебаты по унификации знаков Брайля. Морис-де-ла Сизеран был очарован этой проблемой и работал над новым сокращенным вариантом шрифта Брайля. С 1880 года он посвящает себя работе над правописанием  Брайля, которая была опубликована два года спустя.

Решив посвятить себя полностью делу слепых, он вскоре понял, что, несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в воспитании слепых детей в течение последнего столетия, когда они покидают школу, они оказываются предоставлены самим себе и  лишены любой информации, которая может помочь им сделать карьеру.

Он, не теряет времени в запуске ряда инициатив по исправлению такого положения дел. И начинает с создания трех изданий: «Le Louis Braille» («Ле Луи Брайль») и «Le Valentin Haüy» («Ле Валентин Гаюи») в 1883 году, и «La revue braille» («Ла ревю Брайля») в 1884 году.  Два года спустя он создал библиотеку Брайля, состоящую первоначально из его собственной личной коллекции, которая впоследствии была расширена включением музыкальной библиотеки Брайля. Он пригласил к себе домой знаменитостей, которые, вероятно, могли быть заинтересованы в состоянии слепых - учителей из Института (INJa), изобретателей устройств и систем, директоров областных и зарубежных учреждений и так далее. Именно во время одной из таких встреч были заложены основы для благотворительности и 28 января 1889 года создана L’association Valentin Haüy - Ассоциация Валентина Гаюи  (ассоциация слепых), которая приняла статус благотворительной 1 декабря 1891.

Благодаря его неутомимой приверженности, идейной организации и многочисленными связям в мире культуры и благосостояния, посредством деятельности в течение 28 лет в качестве Генерального секретаря Ассоциации Валентина Гаюи, Морис де Ла Сизеран получил славу в огромном Мире слабовидящих.  

…А по решению Всемирной Организации здравоохранения 13 ноября - день рождения Валентин Гаюи -  считается Интернациональным Днём Слепых…