Уверенность - всегда полезна?

Сегодня мы хотим затронуть тему развития личности и уверенности в себе. Каждый из нас хочет быть или хотя бы казаться самодостаточным, чтобы оказывать влияние на окружающих - в этом суть человечества.

Уверенность не является чем-то недостижимым, прерогативой избранных или передающимся по наследству качеством. Уверенность это навык который можно и нужно развивать.

В статье вы узнаете о том, как возникает неуверенность, что такое 10 врагов уверенного поведения и какие основные критерии уверенности выделяют психологи.

I. Как формируется неуверенное поведение?

Любое поведение полезно, если оно целесообразно ситуации.

Так и неуверенность абсолютно нормальна, когда мы находимся в незнакомом месте, когда перед нами новая задача, когда происходит резкая смена событий или мы впервые делать то, чего не было в нашем предшествующем опыте.

Можно говорить что «есть проблема» только в случае если неуверенность ситуативная перерастает в неуверенность личностную, а значит постоянную. Тогда неуверенное поведение становится причиной излишнего беспокойства и тревоги, причиняя урон всей жизни.

Навыки уверенного поведения приобретаются еще в раннем детстве. Поведенческий репертуар ребенка основывается на отдельных образцах и стереотипах как результат подражания родителям и близкому окружению.

В случае негативного развития возможно формирование выученной беспомощности (М.Селигман) или снижение чувства самоэффективности (А.Бандура).

Синдром выученной беспомощности 

Синдром выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером (Seligman, Maier, 1967) во время экспериментов на собаках. Затем многочисленные исследования подтвердили этот феномен и у человека.

Выученная беспомощность формируется к 8 годам и означает пассивное поведение человека, отсутствие веры в собственную эффективность. Это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»).

Ученым Селигманом сформировано три основных источника появления беспомощности:

       1. Опыт переживания неблагоприятных событий и отсутствие возможности контролировать события собственной жизни.

При этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует.

2. Опыт наблюдения беспомощных людей (например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах);

3. Отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка. 

«Все наверняка помнят себя маленькими, когда хотелось что-то сделать самому. Глядя на наши неуклюжие попытки, взрослые, вместо того чтобы помочь, показать как надо, недовольно ворчали, пресекали наши самостоятельные действия. Давая по рукам, они отбирали у нас возможность получать удовольствие от сознания чего-то своего. За нас услужливо убирали игрушки, постель, одевали и обували, выполняли любую работу, лишь бы мы не занимали их драгоценное время. И постепенно мы понимали: не стоит напрягаться, чтобы лишний раз услышать, что мы делаем все не так, как надо».

Чувство самоэффективности

Самоэффективность, А. Бандура, определяет как «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь».

На формирование самоэффективности влияют следующие факторы:

       1. Непосредственный личный опыт. Воспоминания о том, что нам приходилось делать в прошлом, и насколько это было успешно или неуспешно.

       2. Косвенный опыт. Это опыт, складывающийся из наблюдения за схожими ситуациями. Человек оценивает личную эффективность, исходя из эффективности людей, схожих с ним по способностям и подготовке: «у него получилось, значит, получится и у меня». Если такого сходства нет, то опыт другого будет нейтрален и не даси положительного эффекта.

       3. Мнение общества. У общества есть два механизма регуляции поведения - это одобрение, похвала и критика. Степень их влияния на эффективность зависит от того, насколько мнение высказывающейся личности авторитетно и вызывает доверие.

       4. Физическое и эмоциональное состояние человека.
Когда человек испытывает сильные эмоции - страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса - его уверенность в своей эффективности обычно понижается. Эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-либо простое, но, как правило, мешает выполнению сложных задач. Уровень самоэффективности также зависит от того насколько страх и тревога человека имеет под собой реальную основу. Чем безосновательнее страх и волнение, тем ниже уровень эффективности, так как по сути человек не знает с чем ему «бороться» (например: боязнь открытых пространств). И наоборот, если человек знает, что его опасения не напрасны и имеют под собой реальную почву, то его личная эффективность может повышаться.

Десять основных врагов уверенного поведения

Информация о себе самом и об окружающем мире, полученная из вышеперечисленных источников, обрабатывается сознанием и, совместно с воспоминаниями о прошлом опыте может стать нашим врагом на пути построения уверенного поведения.

1. Социальный страх.

Страх критики, страх оказаться в центре внимания, страх не суметь сказать «нет» и т. п..

«Вряд ли они согласятся, да еще и посмеются в ответ».
«Меня никто всерьез никогда не примет».
2. Заниженная самооценка.
«Я никому не могу быть интересен».
«Я слишком рядовой, заурядный человек, чтобы он (она) мною заинтересовался(лась)».
«Я не смогу и двух слов вымолвить, если придется говорить о самом важном».

3. Нерациональные убеждения

«Ничего хорошего никому и никогда тесные межличностные связи не приносили и не принесут».
4. Глобальные выводы из единичных фактов.
«Настоящей любви не бывает и за любым интересом девушек ко мне стоит интерес только к моим деньгам».
5. Излишнее стремление «соблюдать приличия».
«А что обо мне подумают люди?»
6. Отсутствие навыков выражения чувств, желаний и потребностей.

«Какая разница, что я чувствую».
7. Смятение и замешательство.
«Я не знаю, что делать, все безнадежно».
«Ничего хорошего уже не будет».
8. Неспособность чувствовать границы в общении. Трудно попросить о чем-то, заявить о своих требованиях.

«Я не решусь попросить повышения зарплаты».
«Я не знаю, как напомнить ему о данном мне обещании».
9. Склонность к зависимости от окружающих людей, их мнений и решений.
«Скорей всего я ошибаюсь, чем рисковать, лучше положиться на мнение большинства».
10. Пассивность, избегание ответственности.
«Я не виноват, как мне сказали так я и сделал».

 

Подведем итоги:

Уверенность в действиях и решительность - положительные черты человеческого характера, однако нужно отдавать себе отчет в том, что иногда некая осторожность может также оказаться полезной в различных жизненных обстоятельствах.

Кроме того, существует немало факторов, оказывающих влияние на формирование уверенности. Однако, есть и такие ситуации, которые оказывают негативное влияние на личность, и на ее эффективность в процессе принятия решений.

Поэтому, чтобы воспитать в себе и своих детях уверенность и самоэффективность, стоит окружать себя такими людьми, которые готовы поспособствовать развитию вашей личности.